Профилактика и коррекция дисграфии у дошкольников с ФФН

Самохвалова Анастасия Владимировна, учитель- логопед

Профилактика и коррекция дисграфии у дошкольников с ФФН

В настоящее время увеличивается число детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, при котором первичными являются нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия (т.е. различения на слух звуков речи). Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Чаще родители обращают внимание на нарушения звукопроизношения, так как они мешают пониманию речи ребенка и его общению с окружающими. Но не менее важной является проблема нарушений чтения и письма, которые не заметны до поступления ребенка в школу. Так что же такое дисграфия?
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.
Взрослые склонны приписывать участившиеся двойки в тетрадях ребенка его лени или невнимательности. Как же понять, что ему действительно трудно дается правописание? Какие ошибки нужно «знать в лицо», и как отличить их от других случайных и вполне безобидных?
К основным диагностическим критериям нарушения письма относятся:
1. Наличие в письменных работах специфических ошибок:
— пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов;
— ошибки в ударных слогах;
— ошибки обозначения мягкости на письме;
— зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных;
— отсутствие заглавной буквы и точки в предложении;
— слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.
2. Большое количество этих ошибок: от 5 до 20 и более.
3. Стойкость ошибок: они проявляются во всех видах письменных работ (списывание, диктант, сочинение) в течение длительного времени.
Работа по устранению дисграфии должна начинать не в школе, а намного раньше. Следует помнить, что профилактика успешней коррекции. Если у вашего ребенка имеется нарушение устной речи, вторичным нарушением может быть дисграфия!

Советы учителя-логопеда
Несколько упражнений, которые помогут в преодолении дисграфии и будут подспорьем не только со стороны родителей, но и помогут педагогу в работе над дефектом.
1. Упражнение «Корректурная правка».
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным шрифтом. Ученик каждый день в течение 5 минут работает над заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например гласных «а». Дальше согласные, и те, с которыми есть проблемы, сначала их тоже задавать по одной. Через 5—6 дней таких занятий переходить на 2 буквы, одна зачеркивается, другая обводится в кружочек. Буквы должны быть похожими в сознании ученика. Например «п\т», «м\л», «б\д».
2. Упражнение «Пишем вслух».
Все, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
3. Дописывание букв.
Родители на бумаге рисуют элемент буквы, ребенок угадывает и дописывает.
4. «Пропущенные буквы».
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например:
К_неч_о, н_м_гл_бы_ь и _е_и о т_м, ч_о_ы…
5. «Лабиринты».
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа или тетради.

Желаю успехов в работе с детьми!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *