Monthly Archives: Январь 2016

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей»

Учитель-логопед

Кузякина Анна Евгеньевна

Фонетико-фонематическое недоразвитие

Это незаконченность процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, обнаруживающаяся в ряде особенностей произношения звуков. Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами в следствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Признаки ФФН

  • аморфное, неотчетливое произнесение ряда звуков;
  • недифференцированное произнесение пар или групп звуков;
  • замены более простыми по артикуляции звуками;
  • нестойкое употребление в речи, смешение;
  • Нарушение слоговой структуры слова

Фонематический слух – сенсорная основа нашей речи

Он начинает формироваться очень рано:

  • 2 недели – реакция на звуки, шумы, в том числе голос;
  • 3-4 недели – выделяет речь человека от других звуков;
  • 3 месяца – развивается речевой слух;
  • 8 месяцев – понимание связи «предмет – слово»;
  • 9-10 месяцев – первые усеченные слова;
  • 1 год – произносит 8-10 слов;
  • к 2 годам становление фонематического слуха завершается, различает все звуки;
  • 2, 5-3 года – совершенствуется узнавание и различение слов, близких по звуковому составу (зуб – суп) ;
  • 3.5 года – различает и выделяет звук;
  • 4 года – различает и выделяет слог;
  • 4.5 – 5 лет – различает и выделяет первый и последний звук;
  • 6 лет — звуковой анализ

Фонематический слух — это умение слышать звуки речи.

Фонематическое восприятие — это умение вслушиваться в состав слова и анализировать его.

Без полноценного восприятия фонем, без четкого различения невозможно их правильное произнесение. Развивая фонематическое восприятие, необходимо сформировать умения:

  • различать сходные фонемы на слух (пассив) ;
  • различать сходные фонемы в произношении (актив) ;
  • контролировать свое произношение на уровне слога. слова. предложения;
  • сравнивать свою речь с речью окружающих

Развитие фонематического восприятия

Этапы логопедической работы:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты. силы, тембра голоса, голосовая дифференциация на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • дифференциация слогов;
  • дифференциация фонем;
  • развитие навыков элементарного звукового анализа

I этап

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки: шумовые звуки окружающей среды, звуки игрушек, предметов, звукоимитации, звукоподражания.

II этап

Умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова; звучание голоса, игрушек, сказочных персонажей, голосов друзей (близко – далеко, тихо – громко)

III этап

Различение слов близких по звуковому составу:

  • коза – коса;
  • бумага – бумака – пумага – тумака;
  • подбор слов: дом – том — ком – сом;
  • различение неправильно произносимых слов: пыба – родка – шумка
  • подбор слов на две группы звуков: с-з, ш-ж и др;
  • придумывание слов на данный звук

IVэтап

Различение слогов:

  • лишний слог: на-на-па-на (выделение) ;
  • последовательность: па-па-ба (запоминание) ;
  • наличие данного слога: за-са-ца-ца-за-са (определение) ;

V этап

Дифференциация фонем: различение, выделение, запоминание, подбор, повторение, сравнение

  • звуки: ы-и, и-и, а-я, ц-ч, ч-ч, ж-ж, з-ж и т. п.
  • звуковые ряды: ау, уа, иа, ауи, иуа, птк, ткп
  • ряды слов: дом, кот, мак
  • выделение заданного звука из звукового ряда: «А» – а, у, о, а, ы, а…
  • «К» – т, п, н, к, ф, ц, к…

VI этап

Развитие навыков элементарного звукового анализа

  • определить, запомнить, повторить, сравнить, выделить, подобрать, различить: количество слогов, гласных звуков, согласных звуков;
  • выработать умение анализировать звуковой состав односложных и двусложных слов, состоящих из прямых, обратных, открытых и закрытых слогов;
  • слова сложной слоговой структуры: уделяя особое внимание различению, выделению и произношению поставленного звука — прямой и закрытый «вет-ка», — со стечением «кни-га, волк», — многосложные «мо-ло-ток»;
  • уточнять в словах артикуляцию – учить находить нужный звук в слове: начало-конец-середина и место звука в слове
  • Поставленный звук интенсивно закрепляется в устной речи путем проговаривания слов, фраз, рассказов и т. д.

Принципы развития фонетико-фонематических представлений

  • переходить от легких элементов артикуляции и фонематического воспроизведения к более трудным;
  • использовать речевой материал, где не встречаются звуки, близкие к тем, над которыми ведется работа в данный момент;
  • начинать работу над несколькими звуками одновременно, если нарушение произношения распространяется на звуки разных несходных фонематических групп (например[ш] и [к]) ;
  • целесообразно чередовать работу над звуками разных фонематических групп (например, закрепив [ш], перенести акцент на [к], затем [ш] исключить и заняться постановкой [ж], а к продолжать закреплять, затем [к] исключить и начать дифференциацию [ш] – [ж]) ;
  • развитие звукового анализа должно протекать систематически и последовательно с одновременным закреплением поставленных звуков;
  • закрепление знаний по постановке и развитию фонематического слуха проводится на речевом материале весь звуковой состав которого правильно произносится ребенком;
  • усложнять слоговую структуру слова и звуковой состав с постепенным возрастанием насыщенности в словах звуков, которые были нарушены.