Monthly Archives: Март 2018

Консультация для родителей «Связная речь дошкольника»

Cвязная речь.

 Одной из важнейших задач логопедической работы с детьми является развитие у них связной речи. Особое внимание нужно уделять обучению умения составлять описательный рассказ, так как этот вид монолога наиболее сложен. Дети затрудняются в названии характерных признаков предмета, не знают, как начать и закончить описание.

При обучении детей монологам-описаниям нужно соблюдать ряд правил:

  1. Необходимо помнить, что описательный рассказ строится по определенному плану, состоящему из 4-х основных частей:

— зачин – основная мысль рассказа («Это яблоко». «Лошадь – самое красивое животное»).

— часть, где дается общая характеристика предмета.

— часть, где говорится об отдельных признаках, подчеркивающих общую характеристику предмета.

— вывод об описываемом, отношение к предмету («Я люблю яблоки, потому что они вкусные»).

  1. Облегчает процесс становления связной речи использование наглядности: картинки или натуральные предметы, план-схема, схематичное зарисовывание отдельных частей или признаков предмета (о – круглый, * — холодный, «` — колючий и др.)
  2. Работу по обучению составлению рассказа о предмете нужно строить по следующему алгоритму:

Начинать описание следует с беседы о предмете. Беседуя с ребенком о предмете, постарайтесь обратить его внимание на все признаки и свойства, на действия предмета. Важно, чтобы ребенок отвечал на вопросы полными предложениями.

Взрослый дает образец описания, либо использует прием параллельного описания, когда взрослый и ребенок описывают одновременно 2 разных предмета, причем ребенок повторяет за взрослым каждое предложение, рассказывая о своем предмете (взрослый: «Это огурец» Ребенок: «Это помидор». Взрослый: «он овальный и зеленый». Ребенок: «Он круглый и красный»).

Затем ребенок рассказывает о предмете самостоятельно. Взрослый помогает ему начать и закончить рассказ, при необходимости задает наводящие вопросы.

Повышает интерес к описанию интересная речевая ситуация. Предложите ребенку поиграть в игры: «Магазин», «Узнай по описанию» и др.

Желаем удачи

воспитатель логопедической группы «Эльфы»

Дубровина С.Д.